9 апреля 2013 г.

Люди и книги - главные враги библиотеки

«Самые главные враги в районных библиотеках сейчас — люди и книги».
Соучредитель книжного магазина «Фаланстер» Борис Куприянов о том, как вернуть библиотекам востребованность.

Российский издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина "Фаланстер" в Москве Борис Куприянов.

Московские библиотеки планируют превратить из пыльных помещений с зарешеченными окнами в дружественные места для чтения и встреч соседей по району. О том, какая связь может быть между библиотеками, борцами за чистоту дворов и кошками с рыжим хвостом, «МН» рассказал Борис Куприянов, соучредитель книжного магазина «Фаланстер» и идеолог библиотечных изменений.

— Осенью 2012 года вы заявили о том, что по инициативе департамента культуры Москвы намерены спасти столичные районные библиотеки. Как идет работа?
— Первое наше действие — «реинкарнация» пяти библиотек в разных районах Москвы, разных и по размеру, и по фондам. Это детская библиотека № 47 на Аргуновской улице, библиотека им. Ф.М. Достоевского на Чистопрудном бульваре, библиотека им. 1 Мая на площади Гагарина, библиотека на улице Перерва в Марьино и библиотека «Проспект» на Ленинском проспекте.
Сейчас заканчивается этап проектирования. Пока все эти читальни действуют, но очень скоро в них начнутся строительные работы. Осенью обновленные библиотеки откроются. В конце 2013 года мы объявим конкурс на следующие библиотеки, которые перестроим уже в 2014 году. Так или иначе, если эксперимент пройдет удачно и это библиотеки станут привлекательными для москвичей, то мы будем изменять все библиотеки. Уже в этом году мы будем изменять 10 библиотек, но более «бюджетным» способом.
— Насколько серьезные изменения произойдут?
— Что касается внешнего вида, то сейчас все здания библиотек — темные, с решетками на окнах. Идти туда совсем не хочется. Мы делаем библиотеки дружественными и снаружи, и внутри: освобождаем окна от тяжелых штор, от решеток, пространство — от ненужных предметов. Фонды пополняем новыми книгами. Упрощаем запись в библиотеки и пользование ими, организуем зоны коворкинга и зоны, отвечающие различным практикам чтения.
Библиотека «Проспект» получит дополнительные функции: она будет снабжать книгами и ридерами москвичей с ограниченными двигательными возможностями, а также людей в хосписах и домах престарелых на юго-западе столицы и на новых территориях Москвы.
— Что мешает библиотекам развиваться?
— Самые главные враги в районных библиотек сейчас — люди и книги. Они держат оборону от посетителей глубоко эшелонированную. Сотрудники, которым ничего не интересно, книги, которые никто не хочет читать. Слава богу, не все!
— Неужели все библиотекари — пенсионерки в вязаных кофточках, которым не интересна их работа? И ни одного бунтаря?


— Я уверен, что большая часть библиотекарей хочет перемен. Не могу поверить в то, что 5 тыс. сотрудников 480 столичных читален  согласны с системой очковтирательства. Есть целые библиотеки, которые готовы меняться, пытаются это сделать. Мы будем с ними совместно работать.
— Как библиотеки устроены на Западе? Существует ли универсальная модель?
— В мире присутствуют различные модели. К примеру, британская библиотека как культурный центр. В Израиле есть маленькие библиотеки — образовательно-информационные зоны. Модели разные.
Отношение к библиотекам в России отличается, к примеру, от США. Поэтому мы предлагаем вариант места библиотеки на основе российской ситуации. До революции они были частными. Затем стали важным идеологическим звеном. С 1960-х годов отношение к библиотекам перестало быть доверительным. Сейчас библиотека — хранилище знаний, книг, информации. Но может ли библиотека с 70 тысячами книг (30 тысячами наименований) быть полным исчерпывающим хранилищем книг? Наверное, с трудом.
Идея — спасти небольшие районные библиотеки основана на трех важных составляющих. Первая — информационная — книжная классическая. Вторая — коммуникативная — как центр формирования локальных сообществ. Третья — экспертная, когда библиотека становится не сторожем и хранителем книг, а проводником в мире информации. Причем не только той информации, которая есть в библиотеке, но и той, которая есть в природе. Все эти три составляющих легли в основу нашей концепции.
— Какое главное изменение должно произойти в районной библиотеке?
 — Самое главное, библиотека должна быть местом для чтения. Но в библиотеки люди могут приходить и для того, чтобы общаться.
— То есть, в библиотеках будут возникать сообщества?
— Да, именно эту цель мы и преследуем. Жители Москвы не считают себя москвичами, город они считают офисом, в который попадаешь утром, чтобы поработать, а вечером возвращаешься домой. Люди не хотят пользоваться городом, им уютнее жить за железной дверью в квартире, как в землянке. Локальному сообществу негде образовываться. Не так много активистов, которые хотят что-то делать у себя «на районе». Мы попытаемся объединить людей вокруг своего района. И местом их сбора станут библиотеки — независимые открытые для всех.
— Как знакомство с соседями будет происходить в читальнях?
— Люди будут объединены общими городскими проблемами — от сбора мусора до падения метеорита. Жители соберутся, обсудят план благоустройства двора, к примеру. Или придут филателисты и обменяются марками, или любители кошек сиамской породы с рыжим хвостом обсудят уход за своими питомцами. Главное, чтобы у людей было место, где им комфортно, интересно.
— Кто будет созывать в библиотеку участников локальных сообществ? Есть ли такие люди?
— Организовывать работу сообществ, определять активность библиотеки — обязанность кураторов библиотек. Мы провели серьезный конкурс на эту должность. Оказалось, что очень много интересных, образованных и активных людей мечтают стать кураторами. Причем они учились не только в России, но и на Западе, готовы работать чуть ли не волонтерами. Одна девушка — редактор одного из модных женских журналов. У нее все в порядке с материальной стороны, она готова делать что-то для библиотек, отдать часть своих сил, времени. И таких людей много, поверьте. Они тоже, как и мы, преследуют цель объединения москвичей.
— Сотрудники библиотек утверждают, что к ним приходят школьники и студенты – за книгами, которые надо прочесть по программе, пожилые люди — чтобы полистать журналы и посетить бесплатные кружки. А москвичи в возрасте — 30-40 лет не посещают библиотек.
— Нет, это не совсем так. В московские районные библиотеки вообще никто не ходит! Даже по завышенным и очень преувеличенным данным, которые руководства библиотек передают в городской департамент культуры, очень мало москвичей посещают библиотеки.
При этом расходы на читальни немалые. Мы посчитали: на одного читателя город тратит  в год 43 евро. Для сравнения: Амстердам на одного посетителя библиотеки отдает из своего бюджета 4,5 евро — почти в десять раз меньше (при том что финансирование библиотек в столице Нидерландов в два раза больше чем в Москве). Получается, что обслуживание в московских библиотеках должно быть примерно в 10 раз лучше, чем в Голландии. Пусть будут хотя бы в два раза хуже! А вообще, мы хотим, чтобы библиотека стала заметной и нужной москвичам.
Мы откроем читальни для всех. К примеру, организуем языковые курсы для мигрантов. Хотим знакомить их с местным сообществом
— Но стать членом библиотеки, получить читательский билет — своеобразный пропуск — могут только москвичи, и только жители того района, где она расположена?  
— Сейчас библиотеки только для москвичей. Опять работает пресловутая регистрация. Мы откроем читальни для всех. К примеру, организуем языковые курсы для мигрантов. Хотим знакомить их с местным сообществом, обеспечивать необходимыми инструментами для общения.
Что касается принадлежности к какому-то району, то место жительства не должно быть препятствием для записи в библиотеку. Мы хотим, чтобы люди приходили сюда без паспорта. Это услуга для всех. Всех, кто находится в Москве, платят налоги и имеют право пользоваться общественным пространством.
— Вы сами в библиотеку ходите?
Я пользуюсь Иностранкой, некоторыми институтскими, в детстве с приятелем часто ходил в Некрасовку. Но мне далеко от моей жены: она три дня в неделю — в Ленинке или в Историчке. Пишет диссертацию.
— Так что же все-таки главное в библиотеке: чтение книг или знакомство с соседями по подъезду?
— В фундаментальных библиотеках, безусловно, люди идут работать с книгами. А в районных — смогут и читать, и общаться, но чтение, доступ к информации основная функция библиотеки. По 12 часов семь дней неделю.  Источник 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...