24 мая 2013 г.

Результаты всероссийского онлайн-исследования по внеклассному чтению. Лабиринт.ру

Отчет всероссийского исследования по внеклассному чтению 


Этой весной Лабиринт провел всероссийский онлайн-опрос по внеклассному чтению. В опросе приняли участие более 4500 педагогов и родителей.
Получилось интересное и полезное исследование, затрагивающее вопросы мотивации школьников к чтению, актуальности ведения дневника внеклассного чтения, количественных и качественных показателей школьного чтения. 
Скачать отчет в формате PDF (1.55 Мб)






Рекомендованные списки

По результатам опроса были составлены списки рекомендованной литературы для школьников по возрастам.
Списки сформированы в алфавитном порядке. В каждом из них 100 самых популярных изданий, упомянутых участниками онлайн-опроса.   






Книги для самостоятельного чтения подростками 15-17 лет


Основные выводы исследования


Педагоги рекомендуют на самостоятельное чтение уделять 3-4 часа в неделю школьникам младшего возраста и не менее 5-6 часов в неделю старшим ученикам. В среднем 2-5 книг необходимо читать школьнику в месяц
97% педагогов согласны с тем, что уделять время вопросам внеклассного чтения в школе необходимо
Только 34% учителей используют в своей практике дневник внеклассного чтения
Многие педагоги внедряют дополнительные формы мотивации внеклассного чтения: игры, конкурсы, викторины, литературные обсуждения, встречи с писателями, организацию тематических экскурсий и коллективных посещений спектаклей по мотивам литературных произведений
Более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения – устаревшая форма мотивации, не дающая должных результатов и слабо влияющая на желание школьников читать больше
80% учителей и 68% родителей считают, что чтение детям вслух необходимо и полезно в любом возрасте. Большая часть родителей читает детям вслух, как в младшей, так и в средней школе
80% педагогов и родителей придерживаются мнения, что заставлять ребенка читать нельзя. Если ребенок не готов читать сам, не выработан систематичный подход к чтению или нет достаточной мотивации, необходимо читать ему вслух как можно дольше, предлагать разные книги, обсуждать прочитанное
Только 15% родителей отмечают, что дети читают «много, сами и без всяких напоминаний и просьб» и 44% утверждают, что дети по собственному желанию читают больше во время каникул
Педагоги рекомендуют делать чтение обязательно ежедневным ритуалом, например, читать перед сном хотя бы 20 минут. Но только 29% семей придерживаются такого распорядка, большинство хоть и читает систематически, но не обязательно ежедневно
Школьники младших классов читают в среднем 1-4 часа в неделю или в среднем до 5-ти книг в месяц. Большинство 5-9-ти классников читают также до 5-ти часов в неделю или 4-5 книг в месяц. Старшеклассники уделяют чтению больше времени: до 8 часов в неделю или 5-6 книг в месяц. Только 20% старшеклассников прочитывают в месяц более 10-ти книг или читают больше 8 часов в неделю
Родители отмечали, что школьники с большим интересом читают приключенческие книги, сказки и современную прозу. 
17% учителей считают, что читать ребенку можно все, что нравится, но рекомендуют уделять большее внимание классике, сказкам, повестям и рассказам о животных, современной прозе
Более 70% школьников посещают библиотеки.
С подробным отчетом исследования и списками рекомендованных книг
можно ознакомиться здесь

Эксперты говорятОтзывы экспертов


Алена Бахтина, филолог, сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su 

Несмотря на расхожее мнение о том, что в нашей стране читать стали меньше, данный опрос свидетельствует об обратном: так, объем прочитанных школьниками книг соответствует рекомендациям педагогов. Радует, что учащиеся охотно читают сами и привлекают к этому процессу своих родителей. Вполне предсказуемо, на наш взгляд, то, что в качестве литературы для чтения учениками выбираются современные произведения (сказки, фантастика, фэнтези), поскольку литература подобной «направленности» активно «продвигается» средствами массовой информации.

Анна Хрусталева, 
основатель и руководитель портала Материнство.Ру


В целом, результаты опроса, на мой взгляд, предсказуемые, но о некоторых моментах хотелось бы сказать особо. Порадовал процент родителей, готовых читать вслух даже после того, как дети научились читать самостоятельно. При нынешнем ритме жизни и загруженности всех членов семьи это не так-то просто осуществить, но само намерение уже достойно похвалы. С другой стороны, удивил тот факт, что больше половины не только родителей, но и учителей не считают полезным стимулом в читательском деле ведение читательского дневника. Это подтверждается опытом моей семьи: для детей его заполнение было тяжкой повинностью, которая, судя по данным опроса, постепенно отпадает за ненадобностью. Гораздо полезнее увлекать детей личным примером чтения и обсуждать прочитанное, - с этим фактом согласно большинство родителей и учителей.

Дмитрий Лисицин, 
шеф-редактор портала Учёба.ру


Человечество можно разделить на две категории: «людей книги» и «людей экрана». Разница между этими группами в разном подходе их представителей к использованию способности внимания. 
Люди книги воспитаны на чтении. Чтобы справиться с книгой, читатель должен отвлечься от внешнего мира и сконцентрироваться на ее содержании. Поэтому «люди книги» обладают хорошей «устойчивостью внимания» (attention span) и могут долго удерживать в голове важную информацию. 
«Люди экрана» – их антиподы. Они используют Интернет и компьютерные игры как главные средства для своего развития. Они живут настоящим моментом и способны одновременно интересоваться множеством вещей. Но нужно понимать, что обильные потоки информации просто невозможно постоянно держать в памяти, и «люди экрана» быстро все забывают, они вынуждены время от времени полностью перезагружать свою «оперативную память». Внеклассное чтение помогает современному цифровому поколению развивать внимание, память и аналитическое мышление. В XXI веке оно актуально, как никогда. Источник

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...