15 апреля 2016 г.

«Книжкиной маме» - 85!


30 марта культурное сообщество Челябинской области поздравило Надежду Анатольевну Капитонову с 85-летием.
О персоне.
Капитонова Надежда Анатольевна работает в Челябинской областной детской библиотеке с 1953 г. после окончания Московского библиотечного института.
С 1966 по 1986 г. была директором ЧОДБ, умело сочетая огромную организационную работу с просветительской. После ухода на пенсию продолжает активную деятельность в должности ведущего методиста.
В 60-ые годы ХХ века она была инициатором и организатором проводимых в области Недель Детской Книги, за что ее прозвали «Книжкина мама». На ее приглашения откликались известные писатели, которые приезжали на встречи с ребятами: А. Митяев, А. Маркуша, Л. Либединская, Н. Кончаловская и др.
Прекрасный рассказчик, пропагандист детской книги, неизменная ведущая телепередачи «Встреча с книгой», которая шла на телевидении более 20 лет, Надежда Анатольевна ведет на радио «Южный Урал» радиопереду «Брось все и читай». В периодической печати, как местной, так и центральной постоянно публикуются ее статьи по проблемам детского чтения. Она умеет создать ощущение близкого знакомства с писателями, о которых рассказывает, открывает неизвестные страницы истории края. Надежда Анатольевна входит в жюри конкурса «Светлое прошлое».
В 1978 г. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РФ».
В 2002 г. стала лауреатом областной премии им. В.П. Поляничко.
В 2003 г. награждена Золотой медалью Российского фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность».
В 2006г. награждена знаком «Золотая лира» (Челябинск). Она является лауреатом государственной премии Челябинской области в сфере культуры и искусства, литературной премии им. М.М. Клайна.
1. Почему Вы выбрали себе такую профессию: предопределение свыше, сложившиеся обстоятельства …?
Когда мне задают такой вопрос, я говорю, что мне на роду написано быть детским библиотекарем. Я родилась в Москве, где родители оканчивали Академию коммунистического воспитания имени Н.Крупской. Мама – библиотечное отделение. Можно сказать, что  мы с нею учились в одном институте, потому что то библиотечное отделение позже преобразовали в наш библиотечный институт. И назвали меня Надеждой в честь Крупской. И день рождения я праздную в Неделю детской книги!
Но на самом деле всё проще. Я училась в Балхаше (Казахстан), ссыльном краю. У нас были прекрасные преподаватели. Но у меня не было никаких способностей ни к математике, ни к физике, ни к химии. Никакого желания идти в технический вуз, и в медицину – тоже. То-есть не было определенного желания, куда поступать. Это сестра, которая шла на золотую медаль, мечтала об авиационном. В МГУ поступать я побоялась, хотя все выпускники нашей школы поступали всегда в любой вуз. Решила в московский библиотечный (это потом он стал институтом культуры). И ни разу в жизни я об этом не пожалела. Я считаю мою профессию самой мирной, очень нужной и самой интересной. Потому что давно доказано, как книжка, прочитанная в детстве, может определить судьбу человека.
2. Можно ли сказать о Вас, что Вы самый долго работающий детский библиотекарь России?
Я этого знать не могу. По-моему, такой статистики нет. В нашей библиотеке - да, у меня самый большой стаж – 63-й год!
3. Вы активно работаете, творите, исследуете. Вы востребованы. Это тяжело или радостно?
Это и тяжело, и радостно. Тяжело потому, что не умею отказываться, если о чем - то просят. Не умею твердо говорить: НЕТ. Иногда скапливаются рабочие долги. Радостно, потому что нравится сама работа. Радостно, когда вдруг убеждаешься, что твоя работа приносит кому-то пользу. Уверена, что человеку до конца его жизни надо быть востребованным, иначе жизнь теряет смысл.
4. Всю жизнь Вы посвятили детской библиотеке, детскому чтению. Были ли времена, когда библиотека и общество были довольны друг другом? Есть ли у детской библиотеки будущее?
Я бы поставила вопрос иначе: государство и библиотеки. Мне кажется, что наше государство недооценивает роль детского чтения. Доказательства? Давным–давно в нашей стране закрыт институт детского чтения, был закрыт московский Дом детской книги, журнал «Детская литература», сокращается сеть детских библиотек… Особенно жаль, что в институтах культуры теперь нет специального обучения детских библиотекарей. Работа усложняется, а специалистов не будет. Пока еще есть выпускники старых лет, а потом? Невозможно представить, чтобы в медицинских институтах перестали готовить детских врачей. А детскому библиотекарю надо знать детскую психологию, педагогику, детскую литературу во всем ее многообразии.
5. Известно, что Вы всегда умели детскую библиотеку сделать привлекательной для самых разных людей: актеров, композиторов, писателей, поэтов, издателей, краеведов… А чья персона лично для Вас была наиболее интересной?
Мне любой человек, любой профессии интересен, если он любит  свою работу, если он не равнодушен.
6. Вы кладезь всевозможных историй о книгах, литературных героях, и их создателях. Как вы думаете, какие книги захотят прочитать ваши потомки?
Я уверена, что есть «вечные» книги. Надеюсь, что мои потомки будут думающими людьми, и они не пропустят лучшее, что создано писателями во все времена. Не берусь перечислять книги, их очень много. И узнать о них всегда будет можно и в библиотеках и в интернете.
7. Кто Ваши друзья? Что Вы особенно цените в них?
Мне очень повезло на друзей. Есть и очень давние и новые друзья, которые, к счастью, появляются и сейчас. Друзья в Иерусалиме, в Москве, Питере, Самаре, Екатеринбурге, Озерске… У меня много хороших друзей и в Челябинске. Среди них библиотекари, журналисты, преподаватели, врач, художник, и музейщик… Не буду называть имена, я их всех люблю, но боюсь кого-нибудь пропустить. Очень жалею, что ушла из жизни моя хорошая подруга – Нюрочка (так я звала Татьяну Ишукову - синоптика от бога). Мы друг друга понимали с полуслова. Всегда  жалею, что мало времени на общение с друзьями. Ценю в них всегдашнее понимание и бескорыстие. Мы все «одной крови».
8. Какое время жизни было особенно интересным?
Студенчество. Мне повезло учиться в Москве. Сама учеба была интересной, интересные преподаватели, а еще и друзья, и спорт, турпоходы, театры, встречи с детскими писателями…
9. Ваша судьба достойна книги. Кому бы из наших писателей, журналистов Вы бы доверили написать о Вас?
Такую книгу я бы доверила писать кому-нибудь из двух замечательных журналистов - «Золотым перьям» - Лидии Ивановне Панфиловой или Михаилу Саввичу Фонотову. Я их очень люблю и полностью им доверяю. Но вопрос, кому такая книжка нужна? Столько вокруг интереснейших судеб, о которых никто не написал.
10. Ваши мечты. Сбылись ли они? О чем Вы мечтаете сейчас?
Я и мечтать не могла, что у меня будет такая большая и хорошая семья. Я чувствую себя виноватой перед сыном и дочерью, внуком и внучками, так как слишком много времени уделяла работе, а не им. Горжусь ими. Сейчас я мечтаю, чтобы все были здоровы и счастливы: и дети, и внуки. И те пять правнуков- правнучек, которые на наше счастье есть, и те, что должны родиться в ближнем и дальнем времени.
Есть большая мечта: чтобы наша страна богатела, а не беднела, чтобы была стабильность, чтобы были нормальные отношения с другими странами, без санкций и напряга, чтобы не пахло войной… Я хорошо помню войну и повторения не представляю.
Мечтаю о том, чтобы детская книга была доступной для любой семьи, для любого ребенка. Чтобы детские библиотеки сохранились, м.б. в других формах. Чтобы работали в них высокообразованные и неравнодушные люди. Чтобы детская библиотека для ребенка, школьника была вторым родным домом, а детская книга настоящим другом. Как бы время ни меняло детскую библиотеку, какая бы техника не заменяла книжку, роль бумажной детской книги ничем не заменить. Источник 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...