Библиотечные уроки в начальной школе
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский
Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Сегодня любой человек имеет широкий доступ как к традиционным, так и к нетрадиционным источникам информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной работы.
Основная роль в проведение библиотечных уроков принадлежит школьным библиотекарям, которые с помощью этих уроков должны воспитывать независимого библиотечного пользователя. Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:
– принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не будет удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный характер;
– принцип преемственности;
– последовательное усложнение при подаче материала уроков;
– ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Каждый библиотечный урок должен соответствовать задачам и целям урока: образовательной, воспитательной, развивающей.
Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.
Чаще всего выбирают такие формы проведения библиотечных уроков, как викторины, устные журналы, конкурсы.
Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.
Подготовительный этап занятия предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку по теме, по мере необходимости, стенды, плакаты, подобрать цитаты. Важной частью подготовки занятия является составление плана его проведения, где обязательно рассматриваются цели и задачи урока, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока.
Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но, как правило, проводится краткий опрос учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание.
Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.
Результативность урока зависит и от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся.
В конце года можно запланировать итоговое занятие в каждой параллели в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.).
Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.
Примерный тематический план проведения библиотечных уроков
в начальной школе
Класс | Тема занятия |
1 классы | Первое посещение библиотеки. Правила и умение обращаться с книгой. Посвящение в читатели. |
2 классы | Знакомство с библиотекой (экскурсия). Строение книги. Элементы книги. Газеты и журналы для детей. |
3 классы | Структура книги. Выбор книги в библиотеке. Как читать книги. |
4 классы | Книга и ее создатели. Справочная литература. Правила работы с ней. |
В зависимости от потребностей учащихся, от их знаний каждый библиотекарь должен составлять свой план работы по проведению библиотечных занятий, должен сам выбирать форму проведения, при этом раскрывая свой творческий потенциал и возможности.
Библиотечно-библиографические знания (ББЗ)
- ББЗ: рекомендации
- Материалы к библиотечным урокам
- Библиотечные уроки. Открытый класс
- Библиотечные уроки в Открытом классе
- Библиотечные уроки на сайте Педагогический журнал
- Библиотечные уроки и другие библиотечные мероприятия в разделе "Организация школьной библиотеки на сайте " Фестиваль педагогических идей. 1 сентября"
- Библиотечные мероприятия
- В стране библиотечных уроков
- Уроки информационной культуры: каталог разработок
- Библиотечно-библиографическая и информационная культура школьников
- Формирование информационной культуры: Что ещё почитать
- БИБЛИОТЕЧНЫЙ НАВИГАТОР. Пособие для детей
- Используем вики
- Справочная литература
- Делаем библиографическое описание книги
- Библиографическое описание документа
- Занятие - практикум: Поиск информации в книгах, каталогах и Интернете
- Как сделать библиографическое описание электронного ресурса
- Информационная культура личности 5 класс
- Информационная культура личности 6 класс
- Библиографический праздник: для учащихся 5 -7 классов
- Экскурсия в необычный музей: для учащихся 4-5 классов
- Ключи к сокровищам библиотеки: игра- практикум для учащихся 7-8 классов
- Турнир рыцарей книги: для учащихся 6-7 классов
- Неправильные правила пользования библиотекой
- Мероприятие "Книга - наш друг и наставник"
- Самостоятельная работа учащихся с источниками информации: методические рекомендации для библиотекаря и преподавателя
- Антипова В.Б. Модели организации учебного процесса в школьных библиотечных медиацентрах США
- Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков
- Балакшина М.Н. Древние книги: библиотечный урок
- Барановcкая Н.М. Ключи к сокровищам библиотеки
- Из чего делают книги
- Иллюстрации книги. Библиотечный урок
- Лукина С.И. Наш друг "Мурзилка"
- Друг, с которым никогда не бывает скучно. Журналу «МУРЗИЛКА» 90 лет / сост. Е.В. Караваева; ГКУК ЧОДБ. – Челябинск, 2014. – 5 с.
- Журналу «Друг. Для любителей кошек» исполняется 20 лет
- Лукина С.И. Периодические издания для детей: библиотечный урок
- Парвани Т.В. Газета: библиотечный урок для учащихся младших классов
- Библиотечный урок "Журналы для детей"
- Интегрированный библиотечный урок для 1 класса "Что такое информация"
- Библиотечный урок "БИБЛИОТЕКА, КНИЖКА, Я – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"(знакомство первоклассников с книгой и библиотекой)
- Игра-знакомство с читальным залом: для 1-2 классов
- Путешествие в Читалию (Праздник посвящения в читатели) для 1 класса
- Азбука библиотеки (листая страничку «Азбуки», вы узнаете значение некоторых библиотечных терминов)
- Из чего состоит книга + загадки" что вы знаете о книге"
- Библиотечный урок «О том, как создавались книги»
- Библиотечный урок «Знакомство с библиотекой»
- Библиотечный урок «Путешествие в Книгоград»
- Библиотечный урок «Как рождается книга»
- БУКТРЕЙЛЕР. История письменности и книгопечатания
- Мультфильм "Гутенберг и книгопечатание"
- Библиотечные уроки/ копилка Кишкуновой Л.Ф.
- Библиотечнвые уроки. Презентации. г.Тула
- Библиотечные уроки Смирновой О.В.
- Библиотечный урок в 5-6 классах «Книга в твоих руках»
- Библиотечный урок «Самостоятельная работа с книгой» для 7-9 кл.
- Библиотечный урок "Основные элементы книги" Библиотечный урок "Элементы книги" на примере книг об А.В. Суворове, русском полководце
- Библиотечный урок-игра "Структура книги" с онлайн-заданиями и аудиотекстами
- МЕДИА -урок для 2 кл «Ориентиры в книжном мире» (кн.выставки, рек. списки литературы, закладки)
- Библиотечный урок «Периодические издания – одно из главных средств массовый информации школьников» (библиотечный урок для учащихся 5-9 кл
- Разработка занятия «В библиотеке у каждой книги своё место» 1 кл
- Библиотечный урок "Первое посещение школьной библиотеки - медиатеки". 1 класс
- Библиотечный урок. Введение"Первые шаги в информационный мир". 2 класс
- Библиотечный урок "Выбор книг в библиотеке. Структура книги". 2 класс
- Библиотечный урок "Удивительная страна Журналия". 2 класс
- Библиотечный урок "История носителей информации: от папируса до компьютера". 3 класс
- Библиотечный урок "Общение на расстоянии с помощью писем". 3 класс
- НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: урок информационной культуры для учащихся 3 кл.
- Библиотечный урок «Элементы книги»
- Попала в переплёт: из чего состоит книга? (Рус.слово)
- Библиотечный урок "Русской речи Государь по прозванию Словарь". 4 класс
- Как работать со словарями: библиотечные игры и уроки
- День словаря: методические рекомендации
- Модуль «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи». 5 класс
- Модуль «Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки». 6 класс
- Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации». 7 класс
- Модуль «Поиск информации: инструменты информационного поиска». 8 класс
- Работа библиотеки по формированию информационной культуры пользователей: Национальная библиотека РК, 2013
- Беседа-информация для старшеклассников «Библиография: её виды, задачи, назначение»
- Веб-квест "С информацией на"ты"
- Беседа "БЕРЕГИТЕ КНИГУ (УЧЕБНИК) - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ"
- Исследовательский проект в 4 кл "Продли жизнь учебнику"
- Электронная книга: «кликни» и читай! Обучающее видео
- Программа «Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний» 1-11 кл (20ч)
- ПРОГРАММА "БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ" 1-10 кл (36ч)
- Программа "Библиотечные уроки для учащихся школы" 1-9 кл (35ч) Новикова М.В.
- Программа кружка ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-х классов (34 часов)
- Кашурникова Т.М. Программа кружка информационно-библиографическая грамотность 3-4 кл.pdf - (1 час в неделю, 34 часов в год).; Основы информационно-библиографической грамотности. 5-7 кл. Кашурниковой Т.М. Методические рекомендации к учебному пособию "Чудо, имя которому - книга" 5-7 класс. Учебное пособие. - М.: Русское слово, 2018. – 192 с. - (ФГОС)
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный библиотекарь»
- Л. Рождественская, И. Логинова. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя
- Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. ФГОС
03.12.2020
Формирование у обучающихся основ информационно-библиотечной грамотности
Прослушать вебинар →Библиотечные уроки в презентациях
- "Энциклопедии и справочники" для 2 класса
- "Твои первые энциклопедии,словари,справочники"
- Энциклопедии Библиотечный урок для учащихся 6-7 классов
- Справочная литература. Словари. Справочники. Энциклопедии - презентация
- «Наши помощники» энциклопедии, справочники, словари. Библиотечный урок по информационной культуре. - презентация
- «Что? Где? Когда?» энциклопедии и справочники. Библиотечный урок для 5-х классов
- Справочная литература (45 слайдов)
- Словари русского языка
- Разнообразие источников информации. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники.
- Библиотечные уроки в презентациях
- Библиотечные занятия: подборка презентаций к урокам ББЗ
- 1663 презентации о литературе Презентации для уроков литературы сгруппированы в 196 тем
О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Письмо МОиН РФ от 14.12.2015 № 09-3564
Методические советы по разработке программ внеурочной деятельности
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
которые могут вести библиотечные специалисты образовательных организаций (Тула)
- "Библиотека-читателю" 5 класс
- "В мире книг" (2-4 класс)
- "Будь здорова, книжка"
- "В мире информации" 5 класс
- "Библиографический кружок" 1-4 классы
- "В гостях у сказки" 1-4 класс
- "Мир книг"
- "В мире книг" 1-4 класс
- "В мире книг" 1-4 класс
- "Основы информационной грамотности младших школьников"
- "В мире книг"
- "Библиотечные уроки" 1 класс
- "Буду настоящим читателем" 3 класс
- "Читать-модно"
- "Клуб смышленых и начитанных"
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). — М.: Баласс. — 8 с.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка.
Тематический план занятий (34 ч.).
Содержание разделов программы.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Литература.
Бунеева Екатерина Валерьевна – доктор педагогических наук, автор учебников, г. Москва;
Чиндилова Ольга Васильевна – заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, автор учебников, профессор кафедры НДО АПК и ППРО, г. Москва.
Пояснительная записка.
Тематический план занятий (34 ч.).
Содержание разделов программы.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Литература.
Чиндилова Ольга Васильевна – заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, автор учебников, профессор кафедры НДО АПК и ППРО, г. Москва.
- Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью образовательного процесса. В пособии представлены тематический план и разработки занятий, направленные на формирование у школьников 5-6 классов информационной грамотности: обучение рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы, а также развитие умений искать, анализировать и правильно применять найденную информацию. Пособие предназначено школьным библиотекарям, может быть полезно педагогам дополнительного образования и классным руководителям. Материалы пособия будут интересны учащимся средних классов и широкому кругу читателей. Скачать бесплатно
Развлекалочки-забавлялочки
- Викторина для обучающихся 1 - 2 классов "Бабушкино лукошко"
- Литературный круиз для обучающихся 1 - 2 классов "Вспоминаем любимые книги"
- Литературное лото по сказкам для обучающихся 3-4 классов
- Литературная викторина для обучающихся 3 - 4 классов "Сказочный мир народной мудрости"
- Исторический вояж для обучающихся 6 - 8 классов "Вспомнить всё"
- Литературный калейдоскоп для обучающихся 8 классов "Чудо, имя которому КНИГА"
- Литературная композиция для обучающихся 8 - 9 классов "Великий и могучий русский язык"
- Подумай над книгой Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок»
- Презентация, викторина, игры « Путешествие по сказкам А.С.Пушкина »
- Кроссворды, буктрейлеры, пазлы, интерактивные викторины, рек. обзоры и многое другое
- Создание интерактивной книги как инструмент формирования экологической культуры младших школьников. Долькарт И.И., ДПШ, Челябинск
- Библиотека и школьный лагерь
Международный тест для определения уровня информационной грамотности школьников
Библиотекарям школ, твердо взявшим курс на деятельность с учащимися по формированию их информационной грамотности и культуры, поможет разработанный компанией ETS – крупнейшим в мире разработчиком систем тестирования (среди ее продуктов – TOEFL, GRE, GMAT) в сотрудничестве с Certiport тест для определения уровня информационной грамотности школьников - iCritical Thinking.
Тест позволяет выявить, насколько тестируемый готов решать задачи, требующие навыков критического мышления с помощью информационных технологий. Тест базируется на концепции информационной грамотности, выделяющей семь основных ИКТ компетенций - умений определять (define), достигать (access), оценивать (evaluate), управлять (manage), интегрировать (integrate), создавать (create) и общаться (communicate).... Предполагается, что сдавать этот тест смогут школьники, начиная с десятого класса....Основное умение, проверяемое с помощью iCritical Thinking – это способность сделать правильные выводы из информации, полученной с помощью компьютерных технологий – будь то несколько сообщений, полученных по электронной почте, электронная таблица или данные, основанные на поиске в сети Интернет.... Тест можно сдать онлайн. Разработчики гарантируют, что, в случае успешной сдачи, сертификат будет выслан адресату в течение 10 дней. Источник
О правилах поведения в библиотеке мы много раз рассказываем нашим читателям. А может проще один раз показать вот это видео?
Предлагаем Вашему вниманию учебно-методический комплекс "Основы информационной культуры школьника"
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных организаций [Текст] / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – М.: РШБА, 2020. – с. (Сер.1, Вып. 4-5) Скачать материалы уроков>>> | |
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 5-7-х классов общеобразовательных организаций [Текст] / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – М.: РШБА, 2017. – 432 с. (Сер.1, Вып. 4) | |
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова– М.: РШБА, 2012. – 200 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Сер. 1; Вып. 4). | |
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1–2-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова – М.: РШБА, 2014. – 208 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Сер. 1; Вып. 5). | |
Школьная библиотека как центр формирования информационной культурной личности [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко – М.: РШБА, 2012. – 352 с. – (Сер.1; Вып.11-12). | |
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных организаций [Текст] / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – М.: РШБА, 2014. – 344 с. (Сер.1, Вып. 6) |
Елена Евгеньевна,очень своевременный материал к началу учебного года. Почерпнула много интересного из МетодБлокнота.
ОтветитьУдалитьОчень рада, что данная подборка стала полезной для Вас.
ОтветитьУдалитьЕлена Александровна, чаще заглядывайте в МетодБлокнот, материалы блога постоянно пополняются.
Елена Евгеньевна, спасибо за информацию о программе "Юный библиотекарь". Мне она очень пригодится.
ОтветитьУдалитьСамое приятное в работе, когда читаешь благодарные отзывы коллег))
УдалитьДобрый день! а где найти эту программу? мне тоже очень хочется посмотреть ее материалы! Татьяна Макренко, Волгодонск
УдалитьЗдравствуйте, Татьяна! Ссылка на эту прогамму активна. На всякий случай дублирую её http://msschool12007.narod.ru/p54aa1.html
УдалитьОчень нужная и полезная информация.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отклик. Успешной вам работы!
ОтветитьУдалить