Недавно был опубликован перевод статьи о том, какие черты присущи учителям, изменяющим жизни своих учеников, по мнению американцев. Педсовет провел опрос на эту тему в социальных сетях. Получили 276 мнений и множество воспоминаний об учителях, которые оказали огромное влияние на жизни респондентов.
Уважение к ученикам
Среди черт учителей, о которых люди с благодарностью вспоминают годами, чаще всего указывалась «уважение к ученикам» (72 упоминания).
Ирина Гордон вспоминает: «У нас была математик Любовь Кальмановна. Она была спокойная, умная, с чувством юмора. И она нас уважала. И равно относилась ко всем, у нее записной двоечник, на которого махнули рукой все, мог получить пятерку, если он ее заслуживал».
Написала Ирина Савран: «Мой учитель истории Александр Иванович всегда разговаривал с нами как со взрослыми думающими людьми, не заставлял учиться, а в основном, увлекательно рассказывал истории об Истории, придумывал для нас творческие задания, выполняя которые мы погружались в исследования быта и нюансов, учил искать и понимать взаимосвязи между изучаемой эпохой и нашим настоящим, верил в каждого, потому что находил какие-то верные слова, которые отзывались в сердце и вдохновляли. Он уважительно относился к засыпающим на уроках, видимо, понимал, что подростковые ночные гуляния у некоторых одноклассников важнее учебы, тихо и вежливо "будил" и не унижал при этом, мы не боялись его, но уважали бесконечно. А еще знал всех родителей учеников своей школы (помимо преподавания истории Александр Иванович был и директором), а ведь нас было больше 1000, не допускал сплетен и склок в коллективе (это было очевидно, как с его приездом к нам в город и приходом в школу изменилась атмосфера, общение других учителей между собой и с нами, как преображалась стремительно наша школа, как будто у нее появилась Душа). Сейчас, видя изнутри школу своего ребенка, я с позиции взрослого с восхищением вспоминаю мудрость, нравственность и невероятную доброту этого Человека!»
По мнению Салембо Марии Тигранян лучшие учителя – уважающие: «Два самых запомнившихся учителя разговаривали с нами на "вы", что уже было шоком после привычного тыканья. И вели с нами дискуссию: высказывали свое мнение, говорили о собственных чувствах, спрашивали наше мнение и впечатление, слушали нас. Не было ответов правильных и нет».
Любовь к своему предмету
На втором месте по частоте упоминания – любовь к своему предмету (54 упоминания).
О своем учителе рассказал Грэсси Ди: «Лучший мой учитель не просто заинтересовал меня математикой, он буквально вбил мне в голову, что ее изучение - лучшее, что может произойти с человеком в жизни. и, честно говоря, я до сих пор так считаю. Задачи давал, не делая скидки ни на возраст, ни на знание предмета. Мозги буквально вскипали. но это было круто. Проработал у нас он ровно год, не сработался с директором и ушел. и я вслед за ним ушел. В математическую школу. но там, увы, преподавал человек совсем другого склада, программу на два года вперед я освоил очень быстро и стало мне скучно».
Повезло с учителем и Любови Сас: «В нашей школе был замечательный физик. Он знал так много и был так уверен, что физика интереснейшая наука, что у нас полкласса участвовало в олимпиадах. И еще мы постоянно ставили опыты, даже собирали радиоприемник. Я гуманитарий, но благодаря своему учителю люблю физику (а заодно и математику), многое помню и и даже в работе пригодилось».
Любовь Бычкова поделилась рассказом: «У меня была замечательная учительница в началке. Немолодая, без высшего образования, без каких-то особенных приемов или методов обучения, она прекрасно отличала главное и существенное от несущественного и учила этому нас - маленьких детей. Ее классы были единственными не только в школе, но и, наверное, во всем Киеве, успеваемость которых не падала при переходе в среднюю школу. И потом, в старших классах все ее бывшие ученики подтверждали, как тогда было принято говорить, те оценки, которые она им ставила в начальных классах. Она стремилась докопаться до сути во всем, что делала, поэтому мы были окружены смыслами и тайнами. Школьные задания мы воспринимали как какой-то детектив, в котором надо распутать клубок сложных данных и найти скрытый за деталями и подробностями ответ. Она любила читать, писать, решать задачи и ребусы, рисовать, петь и танцевать, всему этому она с большой любовью к каждому из занятий учила нас. Мы ее просили, а иногда умоляли, показать нам более сложные (а значит, интересные!) задачи, научить писать рассказы и стихи, танцевать, вышивать. Она оставалась с нами после уроков и показывала все, о чем ее просили: как она учит стихи наизусть, как сочиняет, как сама решает задачи, придумывает танец... Мы мечтали о том, что будем писать сочинение, лепить зимний лес, решать задачи, которые она напишет каждому в тетрадку. Звали ее Любовь Артемовна, она была учителем от Бога».
Знание своего предмета
Еще одна черта, которая есть у лучших учителей и ценится учениками, - «знание своего предмета» (46 упоминаний).
Мнение Михаила Лаврентьева: «Меня всегда интересовало *реальное* знание предмета учителем. Книжку прочитать не сложно (учебники я читал так же, как и все остальные книги - за несколько часов), а вот понимание за пределами школьной программы - это ценно. Все-таки школьный курс очень ограничен объемом».
Солидарен с ним и Василий Толстой: «Мои лучшие учителя глубоко знали предмет, который преподавали. И у них как-то получалось не оставлять в классе людей, которые что-то упустили, и дальше продолжают не понимать ничего: умели все время возвращаться к основам. В общем, постоянно отвечали на вопрос «почему».
То же подметила и Мария Говорун: «У меня было несколько отличных учителей. По истории, литературе и математике. Они любили свой предмет, глубоко его понимали, находили новую информацию и формы подачи. Ещё они любили нас и относились к нам как к личностям с большим потенциалом. И пытались его из нас вытащить. Поощряли отстаивание своей точки зрения. Умели озвучить наши преимущества и достижения, там, где мы их сами не видели. Умели держать дистанцию и быть на равных одновременно».
Чувство юмора
И, естественно, многие отметили чувство юмора в качестве той черты, которая присуща настоящим учителям (23 упоминаний).
Пишет Татьяна Замкина: «Моя самая лучшая учительница, во-первых, сумела показать нам красоту своего предмета (математика) и заинтересовать им, а еще относилась к нам, как к людям, как к личностям. И научила ценить хорошую литературу, кино, живопись. У нее было удивительное чувство юмора: доброе, искристое. До сих пор дружу с ней и всегда вспоминаю с огромной благодарностью, потому что это человек, который сделал для моего развития больше, чем любой другой, включая родителей».
Интересен рассказ Дани Кругловой: «Две лучших учительницы в моей жизни совершенно не вписывались ни в школьный, ни в институтский формат. Обе преподавали (а одна и сейчас преподает) литературу. Обе курили в аудитории, одна при этом закидывала ноги на стол, что было шоком для детишек. Обе говорили с нами, как с равными, потенциально умными и взрослыми людьми. Высказывали неканонические оценки, заставляли читать "взрослую" критику. Обе были совершенно, по уши в книгах. При этом - ирония, сарказм, даже безжалостность. Это как моряки, которые должны тебе бы рассказать о скучном искусственном озерце - а они внезапно показывают океан. И понимаешь, что пока сам его не увидишь, - никак тебе уже не прожить»
Отметила чувство юмора и Мария Сигаева: «Черты настоящих моих учителей - увлечённость, требовательность не только к детям, но и к себе (готовность к уроку, не опаздывает, уважает и коллег и учеников), чувство юмора».
Справедливость
Отмечали респонденты и такое качество, как справедливость (22 упоминания).
Марина Евсеева написала: «Людмила Маратовна Мардер - сама очень честная, очень справедливая, и очень нам доверявшая. И ещё: она общалась с нами как со взрослыми и не боялась быть искренней».
По мнению Анастасии Овсянниковой лучшие ее учителя «знали, любили и умели преподавать предмет. Не лицемерили. Были справедливы. Воспитывали не нравоучением, а личным примером - таким, который хотелось брать».
Ирине Лимар по ее словам повезло с учителем физики: «Легендарный физик Михаил Моисеевич Розовский - вот таких преподавателей я больше никогда и нигде не видела. Учебник мы не открывали вообще, он нам начитывал как в институте, за год исписывали по 2 тетрадки 96 листов, на каждой строчке мелким почерком. Плюс очень нестандартная манера поведения с учениками, описывать здесь можно долго. Мог быть очень жестким, парней мог и приложить словесно весьма нехило (строго за дело). Но справедливый. Его уважали даже завзятые хулиганы и двоечники».
Респонденты также указывали увлеченность, строгость, порядочность, ум, талант, человечность, честность, оригинальность мышления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий