Клиповое сознание сулит ребенку мало хорошего. Почему оно возникает и чем опасно? Как родители и педагоги могут помочь «клиповым» детям? Рассказываем в этой статье.
Что это такое
Клиповое сознание (или клиповое мышление) получило название от английского глагола clip – «резать». Мир воспринимается не как логичная и целостная картина, а как набор случайных фрагментов: нарезка коротких новостей, сообщений, обрывков статей, ярких картинок и событий. Это похоже на видеоряд клипа – набор кадров, не связанных по смыслу.
Термин предложил Элвин Тоффлер в 1980 году. В России первым описал явление Федор Гиренок.
Почему появляется клиповое сознание
Это явление нашего времени, и детям от него никуда не деться. Если мы, их родители, «люди книги», то сами они – «люди экрана» (ещё одно название для обладателей клипового сознания). Чтение классической литературы развивает последовательное, логическое мышление. Подростки не читают книги и мир воспринимают не через текст, а посредством ярких картинок. Огромный объём информации и скорость её обновления приводят к поверхностному пониманию и быстрому «выветриванию» из памяти.
Со всех сторон на нас обрушивается лавина информации, она врывается с экранов телевизора, компьютера, смартфона, одна новость сменяет другую. В прессе обычно подаются короткие тексты поверхностного содержания. По телевизору любой фильм или передача каждые десять минут прерываются рекламными роликами, не связанными ни с фильмом, ни между собой. Мозаичность и хаотичность, быстрая смена сообщений не дают осмыслить информацию, заставляют искать новых краткосрочных впечатлений.
Свою лепту вносят и родители, покупая гаджеты детсадовцам. Сначала взрослые восхищаются тем, как ловко малыш управляется с устройством, а потом жалуются, что ребенка не оторвать от экрана.
Плюсы клипового сознания…
- развитие многозадачности. Современный школьник или студент может одновременно слушать преподавателя, переписываться с друзьями в мессенджере, листать новости в телефоне и параллельно общаться с сидящими рядом однокашниками.
- защита от информационной перегрузки. Способность не зацикливаться на полученных данных избавляет мозг от перегрузки в век информационного бума.
… и его минусы
- душевная чёрствость. Обилие негативной информации в Интернете притупляет способность к сопереживанию. Впечатление от одного события тут же перекрывается множеством других сообщений на самые разные темы. В итоге ребёнок – будущий взрослый – становится равнодушен к чувствам других людей.
- неспособность сосредоточиться. Обладатель клипового сознания не может долго концентрироваться на чем-то одном, тщательно анализировать ситуацию, ведь полученная информация тут же сменяется новой. Отсутствие последовательности и внимательной оценки мешает принять правильное решение.
- беззащитность перед манипулированием. Неспособность анализировать информацию делает человека игрушкой в руках манипуляторов. Этим пользуются продавцы: реклама товаров обращена к эмоциям, а не рассудку. Под влиянием пиар-акции и при отсутствии критического мышления человек совершает спонтанные и ненужные ему покупки.
- снижение успеваемости. Учащиеся быстро забывают пройденный материал. Они мало читают и не понимают смысла текста, поэтому неспособны написать изложение и тем более сочинение. Учителя русского языка и литературы не понаслышке знакомы с этим явлением. Чтению классической литературы школьники предпочитают знакомство с кратким содержанием произведений. Любимая палочка-выручалочка – сайты с ГДЗ (готовое домашнее задание) по всем предметам.
Как помочь ребенку с клиповым сознанием
Это не особый тип мышления, а всего лишь когнитивный стиль, то есть способ познания. Чтобы избавиться от клипового сознания, достаточно просто развивать интеллект. В этом ребёнку могут помочь родители и педагоги. Как?
Вот основные способы:
- чтение классической литературы. Начинайте чтение серьезных книг с 10-15 минут в день, постепенно увеличивая время. Произведения классиков развивают воображение (ведь в тексте нет готовых зрительных образов) и умение анализировать (осмысляя образы и поступки героев). Полезно пересказывать прочитанное, желательно письменно. Да-да, «старые добрые» изложения и сочинения – наилучший способ. Здесь многое зависит от учителя русского языка и литературы и от того, сколько времени он уделяет творческим работам.
Можно читать философскую литературу, но этот вариант больше подойдёт студентам – для школьников достаточно знакомства с классикой.
- «метод парадоксов». Ученики с пассивным мышлением слепо верят любой информации. Если же учитель преподносит факты в виде парадокса, то есть двух противоречащих друг другу заявлений, дети поневоле задумываются, начинают рассуждать, искать объяснение услышанному. Осмысливание уменьшает потребительское отношение к информации, учит критически оценивать факты.
- день отдыха от информации. Раз в неделю нужен «разгрузочный» выходной: суббота или воскресенье. В этот день все члены семьи отказываются от просмотра телевизора, пользования планшетами и смартфонами. Можно читать бумажные книги, общаться вживую, играть в настольные игры, заниматься спортом, пойти в хороший театр или просто гулять в лесу или парке.
- дискуссия. Умение анализировать развивает дискуссия – если не скатывается в полемику. В чем отличие? Участники второй из них стараются во что бы то ни стало убедить оппонентов в своей правоте. Тогда как участники первого вида спора не просто защищают свою идею, но и знакомятся с мнением друг друга, признавая право на существование разных точек зрения. Это расширяет кругозор и развивает способность здраво рассуждать. Поэтому для подростка предпочтительнее научиться именно дискутировать.
Как с этим жить
Избавляться от клипового сознания или нет – зависит от вас. Но нужно учесть его минусы: податливость чужим манипуляциям, неумение анализировать проблемы и планировать дальнейшую жизнь. Хотите ли вы такого своим детям? Наверное, нет.
Клиповое сознание – не клинический диагноз. Это проблема решаема, а родители могут помочь ребенку справиться с этим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий