Коллеги, познакомьтесь с интересной статьёй «Кто такой цифровой библиограф? Чем он занимается и какова перспектива этой новой профессии?» из беседы-интервью с генеральным директором РГБ Вадимом ДУДА.
— Вадим Валерьевич, в связи с чем возникла необходимость запустить магистерскую программу «Цифровая библиография»? Почему именно сейчас?
— Сейчас всё уходит в цифровое пространство, и вот уже через полчаса к вам домой приезжают продукты, заказанные через удобное приложение, вы оплачиваете счета без очередей, записываетесь к врачу за одну минуту и учите китайский язык дистанционно с носителем. Это уже не просто новые технологии, но возможности, прочно вошедшие в нашу жизнь и ставшие привычными.
Библиотека как центр хранения знаний человечества должна не просто соответствовать времени, но быть на шаг впереди в части работы с информацией и обработки данных. Как одновременно эффективно работать с невероятным количеством накопленной за столетия информации, множащейся каждый день, с её качеством и глубиной, систематизировать её — вопросы, на которые мы попытаемся ответить вместе с первыми магистрантами программы «Цифровая библиография».
Это не просто специалисты по поиску в Интернете: библиографы всегда имеют дело с проверенными источниками информации. Наша цель — создать новую школу, новый подход к тому, как нужно обращаться с достоверной информацией в современном мире.
У новой программы есть две основные задачи. Необходимо достойно представить в цифровом пространстве всё богатство и многообразие документов, находящихся в библиотечных и архивных фондах. Информация должна быть не только извлечена, но и встроена в информационную среду. Мы должны создать абсолютно новый справочно-библиографический аппарат, чтобы дать доступ к нашим фондам. Вторая задача программы — собственно фактически заново выстроить справочно-библиографическое обслуживание в цифровой среде.
Мы рассматриваем «Цифровую библиографию» именно как научно-образовательный проект, многолетний и серьёзный.
— В чём основная суть программы? Чем специалист, подготовленный по данной программе, будет отличаться от традиционного библиографа?
— Библиографов уже нет; их не готовят в вузах, закрыты специальные кафедры. А ведь это отдельная сложнейшая интеллектуальная специальность.
Библиографоведение, теория и практика библиографии не считаются сейчас важными предметами, а то, что преподаётся, не всегда соответствует реалиям справочно-библиографического обслуживания, как в традиционном формате, так и особенно в цифровом.
Те люди, кто работает в библиографических подразделениях, очень часто профессионалы высочайшего класса, но смены им, ещё и ориентирующейся в цифровой среде, нет. Или, наоборот, библиографы сведены до уровня выполняющих рутинные операции специалистов, которых буквально в обозримом будущем спокойно и эффективно заменят цифровые помощники и искусственный интеллект…
Если коротко, такой специалист не только сможет подготовить нужную библиографию, но и уточнит поиск, анализируя полнотекстовые документы, и соберёт факты, которые вы в дальнейшем используете в своей работе, а не просто составит библиографический список.
Этот специалист должен прекрасно работать как в альтернативном фонде — ещё не оцифрованном массиве документов, так и уже в «цифре»: он будет понимать, какие инструменты ему могут понадобиться, как эффективнее выстроить работу и соединить, казалось бы, отличные друг от друга носители и информационные системы в единый понятный продукт — библиографию. А так как это всё же новая специальность, он окажется готовым принимать участие и в разработке таких систем.
Конечно, для этого нужна серьёзная технологическая база, и РГБ готова предложить своим магистрантам всё необходимое для работы, скажем так, «в полях».
— Какие ключевые компетенции будут формироваться у цифрового библиографа? Предполагается ли выделение hard- и soft-skills?
— Опора в нашей программе будет сделана на системные знания на стыке библиографии, системологии, кибернетики, математики, социологии и психологии чтения, семиотики и информационных наук…
Цифровому библиографу предстоит анализировать большие объёмы информации, применять все области знаний, чтобы корректно обработать запрос читателя, понимать, что тому нужно, в каких источниках информация может находиться.
Важно, что наша программа использует подходы в подготовке руководителей или специалистов в сфере информационных технологий, работающих с данными и пр., но ни одна из существующих образовательных программ: CDO (Chief Data Officer, Chief Digital Officer) CDTO (Chief Digital Transformation Officer) — не готовит специалиста, аналогичного цифровому библиографу.
Цифровой библиограф на выходе должен будет уметь:
• проектировать и внедрять управленческие решения с учётом анализа данных в работе библиотеки;
• ставить задачи доработки цифровых решений или их разработки;
• определять границы применимости цифровых решений для учреждения;
• применять современные методы и подходы к организации проектного процесса в цифровой трансформации учреждения.
Подробнее читайте в блоге Людмилы Лоневской "Просто библиоблог"
Комментариев нет:
Отправить комментарий