Сергей ДМИТРЕНКО: «Чтобы найти интересные книги, учителям стоит просматривать лонг-листы литературных премий»
Источник Вектор образованиЯ 21 марта 2013
В рамках культурно-просветительского проекта «Открытая книга» шеф-редактор журнала «Литература» издательского дома «Первое сентября» Сергей ДМИТРЕНКО прочел в Челябинске публичные лекции по литературе для школьников и студентов. «Вектор образования» задал Сергею ДМИТРЕНКО несколько вопросов.
– Ваши лекции были посвящены Салтыкову-Щедрину, классикам отечественной литературы. Вы считаете, что молодым писателям в школе не место?
– Знания о современной литературе школьникам необходимы, поскольку все учащиеся сталкиваются с ней ежедневно. Литература вне школы для них предстает свободным пространством, бурным океаном, который не ограничен программой и рекомендательными списками. Сегодня очень много низкопробных произведений занимают видные места на полках в книжных магазинах, обсуждаются в СМИ, поэтому ребенок рискует обмануться: ему продают яркую упаковку, внутри которой может оказаться продукт низкого качества.
Школа, если она возьмет на себя тяжелую миссию путеводного компаса в современной литературе, поможет ученику хотя бы немного сориентироваться. Если учитель будет рассказывать детям об особенностях современной поэзии, прозы, возможно, даже драматургии, то это будет очень полезно для них.
– Может, этому способствовал бы и широко обсуждаемый список ста книг, хотя многие ругают его за субъективность?
– Сама по себе идея рекомендательных списков ничего нового не несет. Перечни такого рода – часть обыденной работы учителя литературы. Что такое этот список «100 книг»? Проходная фраза одного из кандидатов в президенты, которая стала абсолютизироваться малограмотными людьми. Первоначальный вариант списка, опубликованный на сайте федерального Минобрнауки, поражал своей безграмотностью, которую окончательно не сняла даже его прилюдная редактура. Например, в нем были рекомендованы «Золотая чашка» ГАЙДАРА и «Уральские рассказы» БАЖОВА. Как это называется? Халтура в лучшем случае.
Ответственность по составлению списков должен взять на себя учитель, который, исходя из своих эстетических ценностей, обязан найти несколько произведений, желательно небольших, которые бы ученик смог освоить.
– Что в таком случае нужно читать в школе кроме ТОЛСТОГО и ДОСТОЕВСКОГО?
– У Виктора АСТАФЬЕВА есть повесть «Пастух и пастушка». Ее обязательно надо предложить старшеклассникам. В советское время произведение было искалечено цензурой и в свободной редакции вышло только в 1990-х годах.
Учителя любят произведения АСТАФЬЕВА. Нам в журнал приходили интересные конспекты уроков по его произведениям. Было приятно посылать эти публикации Виктору Петровичу, чтобы он порадовался, что его изучают в школе.
Я часто говорю писателям, что им выгодно попасть в школьный курс литературы. Рассчитывать приобрести известность и популярность только с помощью тех, кто продает ваши сочинения, глупо. Читателей воспитывают прежде всего учителя. От отношения педагогов к современной литературе во многом зависит популярность авторов, да и само развитие литературы: и будущие писатели тоже должны сначала получить хорошее школьное образование. Более эффективного варианта нет.
Из современных, ныне живущих авторов я бы порекомендовал произведения Валерия ПОПОВА. Он известен всем своей фразой, которую вырвали из заглавия его повести и теперь эксплуатируют в таблоидах: «Жизнь удалась!». Повесть замечательная! Как и «Большая удача», они написаны в советское время. У ПОПОВА есть и детская проза, поэтому его произведения интересно читать уже в начальной школе. Закончить знакомство с этим автором можно в 11-м классе повестью «Комар живет, пока поет», где удивительно трогательно раскрывается тема старения человека. Это произведение дает очень многое молодым людям для понимания феномена старости.
Другой писатель – Дмитрий ВЕРЕЩАГИН. Его можно читать в 4-м классе. Его повесть о детстве «Большая улица» недавно вновь переиздана под названием «Первая любовь» - классика детской литературы.
У современных писателей я бы отбирал небольшие рассказы, по признаку художественного качества. Подсказкой учителю могут служить лонг-листы литературных премий, в которые попадает много интересного.
– Новые стандарты старшей школы вряд ли вызывают ваше одобрение, ведь литература как предмет практически исчезает из 10-11-х классов.
– Литература, как говорит один мой друг, с принятием стандарта будет низведена до уровня пения или рисования. Это противоестественно, потому что музыкальные или художественные способности есть не у всех, а инстинкт чтения – качество всеобщее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий